Мы памятник ему…
Автор: Светлана ШЕПТИЦКАЯ
Если вы в последние пять лет посещали дом-музей певца, то, конечно, видели этот памятник: серая гранитная фигура полулежит, опираясь на дерево. Монумент «приняли в компанию» выпивохи. И невзлюбили музейные работники, которые и начали войну против памятника.
Никто и не ожидал
– Мы пришли утром на работу и увидели это безобразие, – вспоминает историю пятилетней давности Элеонора Соколова, директор дома-музея певца на Новинском бульваре, 25. – Я считаю, это ужасный памятник, просто срам. Неудивительно, что рядом стали собираться алкоголики и бомжи – великого певца в таком образе они воспринимают почти как собутыльника. Конечно, если бы мы видели эскиз, не говоря уж о готовой скульптуре, заранее, воспротивились бы такому увековечиванию певца, но с музеем никто не советовался – поставили ночью и уехали.
Финансирование под ключ
Скульптурное изображение великого певца подарило Москве ОАО «Новинский бульвар, 31». По этому же адресу находится Новинский пассаж.
– Никто не помнит, что пьяницы собирались здесь задолго до появления памятника, – говорит Вадим Фомин, генеральный директор ОАО. – Мы лишь хотели сделать городу подарок. В художественную часть не вмешивались, только оплатили работы. Никаких проблем по ходу дела не возникало, сделали – и поставили. Почему ночью? Так спокойнее – пробок меньше и народу.
Забыли или не хотят?
По одной из версий, Шаляпина тогда, в 2003 году, разрешили поставить всего на две-четыре недели – для обсуждения памятника жителями. По другой – комиссия по монументальному искусству как только увидела проект, сразу его категорически отклонила, но это решение было проигнорировано, Комитет по культуре Правительства Москвы помог заказчикам и автору обойти досадное препятствие.
Все по закону
У автора памятника Вадима Церковникова (он, кстати, делал скульптурную группу у станции метро «Улица 1905 года») ни правомерность установки памятника, ни его художественная ценность сомнений не вызывают. – Если кто-то попробует Шаляпина демонтировать, я выйду на защиту, никакой партизанщины при его установке не было. В апреле 2003-го вышло распоряжение правительства Москвы о памятнике, проект несколько раз обсуждался, конечный вариант прошел все согласования. И поза певца – не моя фантазия, она воспроизведена на картине Репина: Шаляпин позировал в «пенатах», облокотясь на подушки.
Комиссия постановила... И что?
– Скульптура на Новинском бульваре – самоделка, безобразная и антихудожественная, там все пропорции нарушены, такое нельзя выставлять на улицах, – говорит Лев Лавренов, председатель комиссии по монументальному искусству.
Но от решения этой комиссии ничего не зависит. У нее нет никаких полномочий, только рекомендательные функции. Кроме того, к комиссии тоже есть вопросы. Скажем, чем плох Юрий Никулин перед цирком на Цветном – его комиссия тоже раскритиковала?
– Есть памятники, а есть городская скульптура, – говорит скульптор Александр Рукавишников, автор бронзового Юрия Никулина. – Разница в том, что во втором случае нет постамента. Я сделал Никулина в формате поп-арт – клоуна можно потрогать – такие фигуры делают город интереснее.
С глаз долой
– Памятник Шаляпину надо убрать, но когда это произойдет, пока непонятно, – говорит Сергей Гончаров, сотрудник Мосгордумы, который работает в комиссии по культуре. – Никакого вандализма: разбивать ничего не станут, скорее всего, фигуру просто перенесут, например внутрь Новинского пассажа, чтобы ее не было видно с улицы.
За и против
Дизайнер Сергей Калашников не считает, что все памятники на улице должны быть шедевром. – Городская скульптура привлекает внимание, заставляет улыбнуться, а иногда становится местной достопримечательностью, вокруг которой складывается культурная среда. С ним не согласна Нина Молева, профессор, доктор исторических наук, член комиссии по монументальному искусству: – Установка памятников сейчас – чистая коммерция. Художественный уровень не имеет значения: если монумент понравился руководству Москвы, его все равно поставят. Уродливые скульптуры портят вкус, приучают к низкопробному. Единственный способ переломить ситуацию – устраивать открытую выставку по каждому проекту и обсуждение.
|