Морской волк - одиночка
Автор: Инна ВЕЛИЧКО
Кто из нас хотя бы раз в жизни не мечтал совершить нечто экстраординарное, такое, чтоб все замерли в восхищении? Однако жажда славы чаще всего так и остается мечтой… И все же те, кто верит в себя, добиваются успеха. Среди них Геннадий Гришин, первый – и пока единственный – москвич, в одиночку пересекший Атлантический океан на маленькой, собственноручно построенной яхте. Заметьте, без помощи спонсоров и рекламодателей.
Рождение мечты Свое первое судно маленький Гена, живший тогда в Петрозаводске, построил в 10-летнем возрасте, причем совершенно самостоятельно. Но вдоволь поплавать не успел – лодка была настолько хороша, что через пару недель ее угнали какие-то взрослые мужики.
На строительство «Сороки» (так назвал лодку Геннадий Иванович) ушло 5 лет. Были сложности со стройматериалами, да и времени не хватало катастрофически: в те годы он умудрялся учиться в институте, работать на заводе, участвовать в парусных гонках, а по ночам строить яхту и ухаживать за будущей женой. – Я знаю много семей, где чья-то увлеченность любимым делом разрушала отношения. А мы на нашей «Сороке» плавали все вместе: с женой и детьми…
Курс на океан А потом Гришин возжелал ни много ни мало – пересечь Атлантический океан. При этом: 1) в одиночку,
2) на собственноручно построенной яхте,
3) только под парусами, без двигателя.
Он оказался четвертым в списке россиян, кто отважился на это после Виктора Языкова, Евгения Гвоздева и Федора Конюхова. Готовился очень долго. Копил деньги на усовершенствование яхты, на закупку снаряжения и провианта, на обеспечение семьи на время своего отсутствия… Изучал материалы об одиночных плаваниях, по навигации и океанологии. Разрабатывал и самостоятельно изготавливал необходимое оборудование. Просчитывал количество груза: запас воды, горючее для плитки, необходимые мелочи, провиант… Картофель, лук, помидоры, яблоки отбирал на рынке поштучно. А еще крупы, макароны, супы быстрого приготовления, гречневая каша (отведавшие ее в первый раз в жизни барбадосские друзья Гришина были в таком восторге, что москвич впоследствии не раз посылал им посылки с крупой).
Первая попытка Ранним утром 1 сентября 2000 года Гришин стартовал из Ростова-на-Дону. Первоначально поставил такую задачу: дойти до Гибралтара, а уж там решить, готовы ли «экипаж» и лодка к переходу через Атлантику. Однажды ночью попал в Черном море в страшную грозу. – Ни до, ни после я не видел подобного. Молнии ударялись в воду, образовывая маленькие кратеры. Все пропахло «паленой» водой. У меня волосы стояли дыбом – то ли от электричества, то ли от страха…
Полтора месяца столичный морской волк кружил вокруг островов Эгейского моря, совершенствуя технику управления яхтой в одиночку… В конце октября путешествие пришлось прекратить: надо было возвращаться на работу, очень болела мама и к тому же в ноябре-декабре не самые лучшие погодные условия для плавания по Средиземному морю.
На старт, внимание… Марш! К перезимовавшей в чужих краях «Сороке» Гришин вернулся следующим летом. А 1 декабря 2001 года стартовал с Канарских островов. Путь через Атлантику до острова Барбадос (2700 морских миль) занял 34 дня. – У меня все походы «скучные». Единственное происшествие – столкновение с китом. Ночью волной мою яхту бросило на спящее животное. Было такое впечатление, что лодку подняли и швырнули о бетонную стену. Выскакиваю наверх: рядышком всплывает огромная туша и выпускает фонтан. И так этот фонтан воняет тухлой рыбой! Но все обошлось. Правда, пришлось восстанавливать поврежденный руль…
«Заходите к нам на огонек!» Гораздо больше Геннадий Иванович любит рассказывать о встречах с людьми. Например, с командором Королевского яхт-клуба Барбадоса наш герой обменялся памятными сувенирами: Гришин подарил кепку, а в ответ получил клубный галстук (и, кстати, почетное членство в яхт-клубе). Еще с одним жителем Барбадоса, англичанином и хозяином плантаций, Геннадий Иванович дружит до сих пор. Там же, на Барбадосе, один верзила, рыжий, как апельсин, едва дождался, когда странный русский на крохотной лодчонке по узенькому проливу зайдет в бухту, чтобы на шлюпке примчаться к «Сороке»: «Ну, приятель, чего ж ты так долго возился? Жена курицу уже трижды разогревала!» И одарил «московского гостя» и курицей, и холодным пивом.
– В Москве у яхтсменов присутствует некоторый снобизм, – признается Геннадий Иванович. – Если у кого-то лодка хоть на метр короче, в его сторону и не посмотрят. А в море-океане даже миллионер, у которого вышколенная команда негров, сам будет веревку тянуть, если тебе нужна помощь…
А вообще моя «Сорока» всех удивляла: во-первых, маленькая – всего 6 метров длиной. Во-вторых, без двигателя: я во все порты заходил под парусом – то еще зрелище! А в-третьих, под российским флагом – такое за границей пока нечасто увидишь…
Кругосветка не за горами «Сороку» пришлось продать – денег хватило как раз, чтобы вернуться домой. Но Геннадий Иванович об этом не жалеет: – Я очень благодарен моей лодке, она со мной долго шла по жизни. Но надо идти дальше…
Нынче увлечение Гришина переросло в профессию – он капитан большой белоснежной круизной яхты, которую привел с Карибских островов, во второй раз преодолев Атлантику. Теперь он мечтает о кругосветном плавании…
|