Постой-ка, брат мусью!
Автор: Юлия Тренева
Как вы думаете, чем может закончиться просмотр филь-ма Сергея Бондарчука «Ватерлоо»? А если смотреть картину утром и вечером, 9 дней подряд, да еще и в юном возрасте?
Жителя Санкт-Петербурга Павла Викторовича Суслова такой своеобразный киносеанс заставил выбрать свой жизненный путь еще в малолетстве. С тех пор события начала ХIХ века завладели его мыслями практически безраздельно. И началось – исторические кружки, просиживание в библиотеках, охота за редкими книгами. Год 1985-й стал определяющим в жизни нашего героя – в это время он женился, поступил на исторический факультет ЛГУ и принял участие в своей первой реконструкции. С тех пор у Павла появилось и другое имя. В 4-м полку вольтижеров Императорской гвардии, которым он нынче командует, иначе как мсье Доменилем его никто уже давно не называет. По иронии судьбы мсье Домениль, командир французского полка, работает хранителем экспозиции Музея русской гвардии в Эрмитаже. У него более 20 научных публикаций.
Мадам Домениль («в миру» Ирина) полностью разделяет страсть мужа – кстати, так везет далеко не всем реконструкторам. Она зовется маркитанткой, на ней – хозяйственно-продовольственные вопросы полка, которым командует супруг. А еще Ирина, также окончившая истфак, взяла на себя финансовое благополучие семьи, занявшись продажей стоматологических материалов.
Интересы 36-летнего врача из Москвы Александра Баранова значительно уже. И если одни увлекаются реконструкциями и средневековых сражений, и баталий XIX века одновременно, то Александр на сегодня один из самых компетентных специалистов по вопросу организации медицинской службы в период наполеоновских войн. Известно ли вам, к примеру, что от разного рода инфекций в тот период погибло людей больше, чем от пуль и штыка? Александр обладает одной из самых полных библиотек по этой узкой теме и пишет сам. Так, в вышедшей недавно в издательстве РОСПЭН энциклопедии «Отечественная война 1812 г.» ему принадлежат статьи о медицине обоих армий – русской и французской. Хотя сам он «воевал» на стороне русских – служил лекарем в Московском Драгунском полку – и с легким пренебрежением отзывается о тех, кто, как мсье Домениль, считает себя французом по духу. А увлечение это у Александра тоже родом из детства – сказалось многолетнее соседство с музеем-панорамой «Бородинская битва».
Загоревшись примером наших героев, помните, что удовольствие жить эпохой Наполеона недешево. Если поездки на реконструкции в Булонь и Аустерлиц – личное дело каждого, то достойное обмундирование – обязательный атрибут. Между тем облачение пехотинца стоит около $1000, стоимость экипировки кирасира и его лошади достигает $7–9 тысяч. Мундир должен полностью соответствовать эпохе, роду войск и званию обладателя – вплоть до длины стежков, не говоря уже о цвете и фактуре материала. Кстати, многие мужчины приобретают благодаря своему увлечению очень полезный в хозяйстве навык – например, в мундирах, сшитых мсье Доменилем, щеголяет весь его полк.
Ну а по возрастному цензу вы пройдете наверняка. Средний возраст участников Бородинской реконструкции – от 7–10 до 80 лет. Втягиваются в это не только дети, но и деды. Основной же костяк составляют мужчины 25–40 лет. Социальный статус их различен. По свидетельствам очевидцев, как-то застрявшую в грязи пушку вытаскивал джип директора одного из московских банков. Прислушайтесь к себе, приглядитесь к сыну. Вы взахлеб перечитываете и пересматриваете «Войну и мир»? Сын удивляет знаниями деталей сражений учительницу по истории? Так может быть, это – ваше?
|