Нет альтернативы
Автор: Марина Кириллова
– Трудно попасть на АГС?
– Вовсе нет. В законе все четко прописано. Парень, желающий пройти АГС, за полгода подает об этом заявление в военкомат. Призывная комиссия заявление рассматривает, а потом на очной встрече молодой человек обосновывает свое желание.
– А почему тогда так мало желающих?
– АГС выглядит сегодня для призывников и родителей очень непривлекательно. Во-первых, очень длительный срок службы – 42 месяца (21 месяц – с высшим образованием). Во-вторых, действует экстерриториальный принцип: человека, как правило, направляют в другой регион. В-третьих, работать приходится и в воинских частях. В-четвертых, за эту работу очень мало платят. Из всех вариантов закона об АГС – а их было несколько, обсуждение шло больше 10 лет – Госдума приняла самый жесткий, тот, что лоббировали военные. Все как будто специально сделано, чтобы оттолкнуть призывников от АГС.
– Как доказать военкомату, что не хочешь служить с оружием в руках?
– АГС – это не лазейка для тех, кто не хочет служить. Это тоже служба, только не военная, а гражданская. Доказывать ничего не надо. Убеждения вообще не доказываются, а обосновываются. По закону призывная комиссия не может требовать от кандидата на АГС никаких доказательств. Наоборот, это она должна, если сомневается, доказать обратное: что у гражданина нет убеждений, о которых он говорит. Ну, например, парень утверждает, что не приемлет насилия, а его весь подъезд боится – хулиган, дебошир, драки устраивает.
– Помимо закона есть общественное мнение. К молодым людям, которые идут на АГС, у многих отношение как к уклонистам.
– Холодная война закончилась. Военных угроз извне у России нет. Внутренних конфликтов, конечно, хватает, но с помощью увеличения числа солдат-срочников их не ликвидируешь. А вот важные социальные проблемы с помощью АГС решить вполне возможно. Вот, например, в Германии, где АГС существует уже 40 лет, на этих ребятах лежит практически вся социальная сфера: уход и обслуживание в детских домах, пансионатах для престарелых, благоустройство, гуманитарные миссии за рубежом. При этом АГС у немцев длится всего 10 месяцев, 22 дня – оплачиваемый отпуск. За работу они получают 270 евро в месяц – это не зарплата, а пособие. Государство оплачивает агээсникам квартиру, страховку, делает отчисления в пенсионный фонд. Кстати, занимается там агээсниками не Бундесвер, а Федеральное ведомство по гражданской службе, которое подчиняется Министерству по делам семьи и юношества.
– Где работают российские альтернативщики?
– По закону пригласить этих молодых людей к себе может любое предприятие, которому нужны рабочие руки. Но – одно ограничение: лишь государственное или муниципальное: больница, библиотека, архив, социальное учреждение, стройка, ДЕЗ, контора по благоустройству или уборке. Частные и акционерные предприятия брать альтернативщиков на работу не могут. Конечно, это очень сужает возможности АГС, ведь работодатель платит альтернативщику зарплату, а в муниципальной и государственной сфере заработки намного ниже, чем в коммерческой. Мы работаем сейчас над этим в законодательном плане, думаю, в закон должны быть внесены поправки.
– Больница, дом престарелых, благоустройство – все это занятия для молодого человека непривлекательные. Выносить горшки, извините, какому парню понравится?
– АГС и не должна быть престижной и приятной. Это не развлечение, не карьера, а долг. Мы уже десять лет, руководствуясь Конституцией, определяем рябят на такие работы. И многие, надо сказать (в Перми, например, в Нижнем Новгороде), работают сознательно и с большой ответственностью, понимая, что это нужно. Да и отношение к жизни у ребят, прошедших АГС, другое: они становятся ответственнее, мудрее, милосерднее.
Горячая линия коалиции «За демократическую АГС» (консультации бесплатные): 454-5691 и 771-0203.
|