Дом с привидениями
Автор: Инна ВЕЛИЧКО
Здесь нет кассы. Нет входных билетов. Не выдают номерки в гардеробе, поскольку самого гардероба, собственно, тоже нет. Нет строгих бабушек-служительниц, ревностно охраняющих экспонаты. Здесь нет ничего присущего традиционному музею в традиционном же понимании. Зато есть необычные, словно из потустороннего мира, скульптуры, кирпичные музейные стены, трава и песок вместо паркетных полов и давно привыкшая к посетителям кошка. Здесь можно столкнуться с металлическими и гипсовыми «привидениями» на улице, ходить взад-вперед по витиеватым лестницам и разговаривать со скульптурами. И даже трогать все экспонаты руками. В «Доме Бурганова» можно все. Ну, или почти все...
Решив побывать в музее, на витающую там атмосферу настраиваешься задолго до входа. Если выйти на «Смоленской» и, двигаясь к «Дому Бурганова», не спеша пройтись по старому Арбату, в который раз встретишься и с «Принцессой Турандот», и с «Пушкиным и Натали» работы именитого скульптора Александра Бурганова. А если идти от «Кропоткинской», то непременно увидишь сначала замысловатые металлические творения, а потом аркаду из красного полированного гранита с бронзовыми портретами наших знаменитых «невозвращенцев» – Андрея Тарковского, Ивана Бунина, Рудольфа Нуриева и Иосифа Бродского. За аркадой – вход во дворик, в котором находится и мастерская Бурганова, и сам музей.
Описывать пространство «Дома Бурганова» – дело неблагодарное. Лучше, как говорится, один раз увидеть, чем сто раз услышать. А посмотреть здесь есть на что. И на зал «Малый Лувр» (подземное пространство, перекрытое стеклянной крышей с возвышающейся над нею парой коней), где проводятся концерты, выставки и разнообразные культурные мероприятия. И на музейный дворик с многочисленными гипсовыми, деревянными и металлическими руками, инопланетными женскими головками, ногами в приспущенных джинсах и чьими-то массивными, изломанными металлом коленями, покрытыми опавшими осенними листьями. И на открытые галереи аркады «Большого Ангела», на тяжелую «золотую», украшенную вензелями дверь, ведущую на территорию закрытой (в смысле под крышей) экспозиции музея.
Здесь то и дело натыкаешься то на огромный трон, то на туфельку мадам Помпадур из Страны великанов, то на не менее замысловатые рисунки. И конечно же, на бесконечные раскрытые ладони, наверняка символизирующие саму жизнь. Ведь руки творца Бурганова – его главное достояние.
Только не стоит ходить в этот музей большой компанией, иначе можно попросту не почувствовать его необычную атмосферу.
Ст. м. «Арбатская», «Кропоткинская», Б. Афанасьевский пер., д. 15, стр. 9, тел. 202-1547
|